АНО «ЕАК» разместил на сайте материалы с предложениями об изменении номенклатуры областей знаний для общественного обсуждения.
Этап «Определение номенклатуры областей знаний» для аттестационной программы квалификационного экзамена аудитора новой модели.
I. Вводная часть
Обоснование
Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (Минфин России) поручил Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (АНО «ЕАК») подготовить предложения по переходу к новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, предусматривающего замену модели «проверки знаний», лежащую в основе квалификационного экзамена текущего образца, на модель «проверки компетенций» (компетентностный подход).
Во исполнение поручения Минфина России Советом АНО «ЕАК» в июле 2016 года утвержден План мероприятий на 2016-2020 годы по переходу к новой модели квалификационного экзамена, учитывающий этапы перехода к модульному экзамену, основанному на компетентностном подходе. План предусматривает четкие сроки его реализации с учетом имеющихся ресурсов.
Первым этапом реализации Плана является определение номенклатуры областей знаний как наиболее высокого уровня обобщения тестируемых предметов, из которых впоследствии будут сформированы список тем и перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене.
Для выполнения задач, предусмотренных Планом, АНО «ЕАК» была сформирована Рабочая группа по разработке новой модели квалификационного экзамена, в которую вошли члены профессионального сообщества, в том числе представители аудиторской профессии и международных сертификаций, аккредитованных учебно-методических центров, академических кругов, а также Минфина России.
В результате проведенной подготовительной работы и состоявшихся обсуждений были обобщены и сформулированы предложения по разработке новой модели квалификационного экзамена в части определения номенклатуры областей знаний. Они были скорректированы с учетом анализа международной практики, замечаний и комментариев, полученных от членов Рабочей группы. Мероприятия по определению состава компетенций и уровня владения для каждой из областей знаний, предлагаемых к тестированию при проведении квалификационного экзамена, в разрезе отдельных этапов его проведения: компьютерного тестирования, письменных работ и решения практических задач, будут проводиться после публичного обсуждения и утверждения результатов по этапу Плана: «Определение номенклатуры областей знаний».
Принятые при составлении данных материалов допущения.
- Понятие «область знаний» является наиболее крупной категорией обобщения, в будущем предполагаемой к тестированию. В связи с этим было определено максимальное фиксированное количество областей знаний и в дальнейшем не предполагается рассмотрение вопросов изменения количества областей знаний.
- При анализе наполнения отдельных областей знаний учитываются как экспертные мнения участников общественного обсуждения, так и международный опыт проведения квалификационных экзаменов.
- Каждая область знаний состоит из тем, которые могут быть объединены в модули в зависимости от уровней сложности и других факторов.
- Аттестация области знаний может проводиться несколько раз, например на базовом, среднем и максимальном уровне сложности, то есть аттестационная программа может быть разделена на иерархические модули, при этом переход на следующий уровень сложности возможен только при условии успешной сдачи экзаменационных модулей предыдущего уровня.
- При формировании наполнения областей знаний учитывается потенциальная возможность взаимозачета отдельных экзаменов/ уровней экзамена в будущем с международными квалификациями для целей исключения повторного тестирования модулей/материалов в рамках российского и международного квалификационного экзамена.
II. Необходимость новой модели квалификационного экзамена
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность на территории Российской Федерации с 1 января 2017 года будет осуществляться в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД), на которых базируется «традиционный» аудит в Российской Федерации, изначально также разрабатывались в соответствии с МСА, однако с тех пор процесс совершенствования МСА осуществлялся достаточно стремительно, тогда как ФПСАД менялись незначительно. Переход на МСА является важным шагом на пути повышения эффективности и качества аудита, проводимого российскими аудиторами, а также повышения доверия к результатам аудита со стороны пользователей финансовой отчетности и общества в целом. Применение МСА обязывает аудиторское сообщество разработать новый подход к проведению аудита. Новый подход позволит использовать концептуальные и практические преимущества применения МСА, такие как:
- Понимание бизнеса аудируемого лица как основы планирования и проведения аудита. Повышение значимости процесса понимания стратегических целей бизнеса, его организационной структуры и функциональных составляющих, выявление бизнес-рисков аудируемого лица на самой ранней стадии планирования аудита может способствовать пониманию ключевых вопросов аудита. Однако вопросы стратегии и управления бизнесом не рассматриваются сегодня в тестируемых областях знаний.
- Риск-ориентированный подход. Следование риск-ориентированному подходу позволяет аудиторам более эффективно и качественно осуществлять аудит. В случае «традиционного» аудита аудиторы, как правило, основывали мнение на результатах детального тестирования отобранных для проверки существенных с количественной точки зрения областей отчетности, что могло привести к тому, что не отобранные для проверки в силу их несущественности величины, в сумме могли привести к наличию существенных искажений отчетности. Основным преимуществом риск-ориентированного подхода является концентрация усилий на наиболее рискованных с точки зрения пропуска или искажения информации областях и оптимизация процедур проверки по существу. Понимание аудитором концепций организации и управления бизнесом, рисков внешней и внутренней среды и системы внутреннего контроля аудируемого лица повышает вероятность выявления рисков существенного искажения и пропуска информации в финансовой отчетности.
- Принцип существенности. Существующие федеральные стандарты аудита рассматривают в основном взаимосвязь существенности с риском, тогда как МСА отражают эволюцию принципа существенности в ходе аудита. Применение принципа существенности на разных этапах аудита позволит аудитору минимизировать риск необнаружения существенных искажений и сделать верные и обоснованные выводы при формировании мнения.
- Соответствие компетентности объему и характеру задания. В МСА одним из основных требований является подтверждение того, что осуществляющая проведение аудита рабочая группа в целом обладает требуемой компетентностью и возможностями, включая квалификацию, умения и навыки в соответствующей области, а также опытом в сфере финансовой отчетности, для того чтобы: выполнить аудит в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями применимого законодательства и нормативными требованиями и обеспечить подготовку заключения, которое было бы надлежащим в сложившихся обстоятельствах.
- Расширение содержания заданий, обеспечивающих уверенность. Выполнение заданий, обеспечивающих уверенность, в соответствии с Международными стандартами заданий, обеспечивающих уверенность, требует применения определенных знаний и навыков, относящихся к предмету задания, умения проводить количественную или качественную оценку оцениваемого предмета задания в соответствии с критериями. Такие задания как задания по проверке прогнозной финансовой информации, компиляция проформы финансовой информации, оценка экологической среды, включая задания в отношении отчета организации о выбросах, широко применяются в мировой практике, однако не рассматриваются в тестируемых сегодня областях знаний.
- Подготовка аудиторских заключений в соответствии с новыми требованиями. Современным пользователям финансовой отчетности недостаточно только положительного или отрицательного аудиторского заключения. Требуется большая прозрачность в отношении исполнения обязанностей аудитора, в том числе информации о ключевых вопросах, возникших в ходе аудита, а также о работе, проведенной в отношении указанных вопросов. Применение МСА приводит к необходимости раскрытия в аудиторском заключении большего количества информации, чем согласно используемой ранее стандартной формой аудиторского заключения, причем данная информация должна быть иного качества. Подготовка аудиторских заключений согласно новым требованиям – абсолютно новая задача для аудиторского сообщества. Заинтересованные пользователи получат информацию, которая ранее была недоступна и смогут использовать ее как при оценке отдельных организаций, так и при сравнении организаций, а также для оценки качества аудита. Подготовка такого аудиторского заключения требует от аудитора более глубокого понимания бизнеса, структуры корпоративного управления, целей и стратегий бизнеса, то есть таких направлений, которые не тестируются в настоящее время.
Кроме того, дальнейшее развитие информационных технологий, растущие риски угроз информационной безопасности подводят к тому, что квалифицированному аудитору сегодня недостаточно наличие только общих знаний ИТ. Развитие аудита, повышение роли аудитора обусловливают необходимость знаний в области среды ИТ, системы контроля ИТ, и компетенций пользователей ИТ. Указанные знания и компетенции также не рассматриваются сегодня в тестируемых областях знаний. С учетом вышесказанного, квалификационный экзамен как процесс тестирования аудиторов на получение квалификационного аттестата не может оставаться прежним. В существующем формате он не позволяет учитывать новые требования, налагаемые применением МСА, и изменением в бизнесе в целом, а также обеспечить подтверждение способности аттестуемых аудиторов выполнять насущные задачи и функции, проверить их знания, умения и навыки и комплексно подходить к проведению аудита.
III. Предложения Рабочей группы по разработке новой модели квалификационного экзамена в части определения номенклатуры областей знаний.
В результате ряда заседаний Рабочей группой были обобщены и сформулированы предложения по разработке новой модели квалификационного экзамена в рамках этапа «Определение номенклатуры областей знаний», скорректированные с учетом анализа международной практики, замечаний и комментариев, полученных от членов Рабочей группы.
- При определении номенклатуры областей знаний, с учетом проведенного экспертами АНО «ЕАК» анализа лучших практик, предлагается ориентироваться на основополагающие концепции требований к обучению и оценке квалификации аудиторов, предусмотренных Международными стандартами образования, принятыми IFAC (МСО), поскольку на их применение указано в МСА, а также на требования профессионального стандарта «Аудитор», утвержденного приказом Минтруда России от 19.10.2015 № 728н.
- При определении категорий аттестации и областей знаний следует учитывать изменение подхода, заложенного в новой модели квалификационного экзамена, а именно – смещение акцента с оценки знаний на оценку компетенций. Сам термин «область знаний» следует понимать в широком смысле, с учетом того, что область знаний включает в себя знания, как базу и компетенции, как способность использовать знания для формирования мнений и вынесения суждений. На следующем этапе выполнения Плана разработки новой модели квалификационного экзамена необходимо будет определить базовую номенклатуру тестируемых тем в рамках каждой области знаний, уровень знаний и компетенций применительно к тестируемым темам.
Номенклатура областей знаний, принятая членами Рабочей группы:
- Область знаний «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность»
- Область знаний «Аудит и обеспечение уверенности»
- Область знаний «Право»
- Область знаний «Налогообложение»
- Область знаний «Финансы и финансовый менеджмент»
- Область знаний «Управление бизнесом и рисками»
- Область знаний «Бизнес – среда» (или другое соответствующее название)
Для того, чтобы исключить сомнения относительно наполнения перечисленных выше областей знаний, предлагаем примерный перечень тем, которые могут быть включены в состав областей знаний:
1. Область знаний «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Предлагаемое наполнение области знаний «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность» |
---|
Регулирование в области бухгалтерского учета. |
Этика и профессиональная ответственность. Ответственность, предусмотренная российским законодательством |
Организация функции бухгалтерского учета и отчетности. Взаимосвязь управленческого, бухгалтерского и налогового учета организации. Система внутреннего контроля бухгалтерской функции бизнеса. |
Информационные технологии для обеспечения бухгалтерской функции и функции бухгалтерской отчетности. Риски и система контроля ИТ в рамках бухгалтерской функции бизнеса. |
ФСБУ, ОСБУ, МСФО |
Бухгалтерский учет хозяйственных операций. |
Особенности отчетности в отраслях финансового сектора |
2. Область знаний «Аудит и обеспечение уверенности»
Предлагаемое наполнение области знаний «Аудит и обеспечение уверенности» |
---|
Регулирование в области аудита. |
Этика и профессиональная ответственность. Пользователи. |
Аудит. Профессиональные стандарты аудиторской деятельности. Требования. Применение. Особенности. Задачи. Трудности. Аудиторское заключение. |
Контроль качества аудита |
Задания, обеспечивающие уверенность. Особенности заданий, обеспечивающих уверенность. Пользователи. |
Обзорные проверки. Особенности проведения обзорных проверок. Пользователи |
Сопутствующие услуги. Особенности оказания сопутствующих услуг, Пользователи. |
Аудит информационной среды и системы внутреннего контроля информационных технологий и решений. |
Информационные технологии для проведения аудита и выполнения заданий, обеспечивающих уверенность. (Computer aided audit techniques) |
3. Область знаний «Право»
Предлагаемое наполнение области знаний «Право» |
---|
Категория «право» |
Гражданское законодательство. Корпоративное право. |
Принципы международного частного права. Имущественные права. |
Международное коммерческое и торговое право. Сущность. Принципы. Влияние на участников. |
Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное регулирование. Валютное регулирование и валютный контроль. |
Регулирование рынка капитала. Регулирование организованного рынка ценных бумаг. Защита прав инвесторов. Международные рынки. |
Несостоятельность и банкротство. Регулирование. Процесс. Участники. Права, обязанности участников и заинтересованных сторон. |
Государственное регулирование бизнеса. Законодательство о защите конкуренции, об авторских правах и патентное законодательство. |
Национальное и международное антикоррупционное законодательство. |
Трудовое законодательство. |
4. Область знаний «Налогообложение»
Предлагаемое наполнение области знаний «Налогообложение» |
---|
Регулирование в области налогов. Налоговое законодательство. |
Этика и профессиональная ответственность. |
Взаимосвязь национального и международного налогового права. Международные соглашения в области налогов, налогового администрирования. |
Информационное сотрудничество в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. |
Налоговый кодекс РФ. Расчет налогов. |
Налогообложение групп, в том числе транснациональных. Налоговое планирование. |
5. Область знаний «Финансы и финансовый менеджмент».
Предлагаемое наполнение области знаний «Финансы и финансовый менеджмент» |
---|
Финансы. Финансы организаций. |
Финансовый менеджмент. Принципы. Концепции. Инструменты. |
Справедливая стоимость: Допущения. Методы. Инструменты. Ставка дисконтирования. |
Принятие инвестиционных решений. |
Формирование и использование финансовых моделей. Анализ чувствительности. |
Влияние финансовых рынков на стратегическое развитие бизнеса |
Риски и хеджирование. |
6. Область знаний «Управление бизнесом и рисками»
Предлагаемое наполнение области знаний «Управление бизнесом и рисками» |
---|
Бизнес: стратегические цели, организационная структура, функциональные составляющие. |
Корпоративное управление: Роли. Ответственность. Этика. |
Система внутреннего контроля. Дизайн. Внутренний аудит. Управление изменениями в системе внутреннего контроля. |
Реструктуризация и реорганизация бизнеса. Варианты: условия, выгоды и недостатки для заинтересованных лиц. |
Стратегия. Бизнес-план. Инструменты |
Внедрение стратегии. Риски. Контроли. |
Операционное планирование. Инструменты. |
Информация для менеджмента. Управленческий учет. |
Анализ деятельности. Факторный анализ. Интерпретация результатов. Управление эффективностью. |
Принятие решений. Инструменты. Риски. |
Бизнес процессы. Подходы к управлению. Показатели. Реинжениринг и внедрение улучшений |
Управление проектами: Проектные команды. Роли. Риски. Контроль осуществления. |
Информационная среда бизнеса. Информационные технологии и кибербезопасность (кроме вопросов касательно информационных аудита информационных технологий и систем). |
7. Область знаний «Бизнес – среда» (или другое соответствующее название)
Предлагаемое наполнение области знаний «Бизнес-среда» |
---|
Бизнес - среда. Макроэкономические, микроэкономические, политические, юридические, социально – демографические и технологические факторы. Рыночные механизмы. Заинтересованные стороны (stakeholders). |
КУправление рисками внешней среды |
Финансовый рынок. Продукты и услуги. Участники. Привлечение долгового и акционерного капитала. Стоимость капитала. Влияние финансовых рынков на стратегическое развитие бизнеса. |
Государственное частное партнерство. Субсидии. |
Рынок ценных бумаг. Сущность инструментов. Хеджирование. Оценка. Формирование портфелей ценных бумаг. |
Рынок товарных контрактов. Сущность. Операции. Контракты и инструменты. Оценка. Хеджирование. |
Валютный рынок. Сущность. Операции. Контракты и инструменты. Оценка. Хеджирование. |
Страхование: Сущность видов контрактов. Перестрахование. Риски. |
Пенсионные планы. Актуарные расчеты. Допущения. Расчеты. Область применения. |
Государственные финансы. Бюджетная система Российской Федерации. |
IV. Темы для общественного обсуждения:
- Предметное наполнение предложенных областей знаний.
- Наиболее соответствующее название для области знаний «Бизнес-среда» предложенному наполнению.
- Вопросы этики включаются в квалификационный экзамен в составе соответствующих областей знаний либо тестируются отдельно вне рамок квалификационного экзамена.